- Временное расширение выкладки своей продукции с помощью мнимой проверки начальства.
Представим ситуацию: молодой/начинающий мерчендайзер просит у лояльно настроенного сотрудника «слегка увеличить» выкладку на один день и замолвить о нем словечко перед начальством, который завтра должен прийти в магазин с визитом. Разумеется, одновременно с просьбой передается небольшой, но весьма ценный и полезный подарок (в нашем случае блокнотик и ручка/брелок).
На следующий день мерчендайзер действительно приходит в сопровождении проверяющего. Тот осматривает выкладку, хвалит мерчендайзера и интересуется продажами/подключениями. Довольный похвалой, он рассыпается в комплиментах менеджеру зала. Раз дела идут хорошо, хорошие подключения/продажи, значит, они могут идти еще лучше — если потеснить конкурентов.
В психологии данный прием называется «ногой в дверь» — разовая мелкая услуга, в обмен на которую сравнительно легко получить согласие, нередко приводит к серьезному изменению выкладки в салоне.
- Расширение выкладки своей продукции за счет соседа. Часто используется уменьшение одного фейсинга продукции рядом стоящего конкурента при каждом посещении и соответственно увеличение своей выкладки. Для точек маленькой площади консультант не заметит «шалости». Правда, мерчендайзеру-хулигану нужно будет появляться на точке чаще — мерчендайзер конкурентов быстро обнаружит уменьшение своей полочной площади.
- Заполнение чужих стоек, перевешивание или удаление выкладки POSM-материалов конкурентов.
- Выдвижение вперед в выкладке конкурентов мятых или поврежденных упаковок и обложек.
- Подстановка несовместимой продукции на пустую стойку конкурента.
- Сознательное повреждение или воровство POSM-материалов конкурентов.
- Воровство или замена ценников.
- Распространение среди консультантов недостоверной информации о продукции/качестве конкурентов на уровне слухов.
- Доплата/подарки консультантам за ухудшение выкладки конкурентов и отговаривание потенциальных покупателей/абонентов. Разработка/внедрение среди консультантов мотивационных программ.
Прежде всего, учить своих мерчендайзеров не отвечать тем же. На бесконечную ответную реакцию уходит масса времени и сил, осложняются отношения с консультантами торговых точек. Надо подготовить мерчендайзеров к качественной обратной связи, и мгновенно реагировать на нестандартные ситуации.
Вот еще несколько простых рекомендаций по снижению ущерба и минимизации действий «черных» мерчендайзеров.
- Разработка/внедрение среди консультантов мотивационных программ.
- Наладить контакт с консультантами на уровне дружеских и лояльных отношений. Стараться помочь консультантам в случае возникновения проблем и сложностей тем самым зарабатывая лояльность среди консультантов.
- Пресекать и применять максимально жесткие (в рамках закона) меры. В том числе потребовать у него письменное объяснение, по чьему указанию он занимается подобным.
- Информация о санкциях, постигших компанию-нарушителя и ее сотрудников, позволивших себе недобросовестные методы конкуренции, должна быть распространена повсеместно. Чтобы другим неповадно было!